Права и обязанности потребителей электроэнергии

Содержание

Кратко о важности знаний о правах и обязанностях потребителей электроэнергии

Права и обязанности потребителей электроэнергии закреплены в законодательстве. Конечно, обычный гражданин не может знать досконально все юридические нюансы. Но в основных положениях ориентироваться нужно. Это поможет избежать досадных недоразумений с поставщиками услуг, обеспечит максимальный комфорт в быту и избавит от утомительных походов по инстанциям, штрафов за неправильное использование электроэнергии. Хотите узнать, как защитить свои права как потребитель электроэнергии и осуществить эффективное взаимодействие с энергоснабжающей компанией? Тогда вам наверняка будет полезна данная статья.

Права потребителей электроэнергии

Права потребителей электроэнергии

Потребитель электроэнергии, точно так же, как и любого другого товара или услуги имеет 4 базовых права:

  • . Электроэнергия — это тоже товар, хотя и не совсем привычного формата. Тем не менее к ней предъявляют определенные критерии качества. Основные параметры — напряжение, частота, несинусоидальность, бесперебойность регламентированы ГОСТами. Потребитель может требовать приведения качества электроэнергии к параметрам, обозначенным в договоре, либо перерасчёта тарифов.
  • Потребитель имеет право на безопасность жизни, здоровья, имущества в процессе электроснабжения. Компания-поставщик обязана обеспечить максимальную безопасность процесса. Однако при несоответствии состояния энергопринимающих приборов клиент, возможно прекращение подачи электроэнергии по решению Ростехнадзора.
  • Согласно правительственному постановлению, поставщик в обязательном порядке обязан предоставить потребителям в доступной форме полную информацию о ценах на электричество, его технических параметрах, основных и дополнительных условиях оказания услуг.
  •  Потребитель имеет право на перерасчёт стоимости электроэнергии при несоответствии ее заявленным параметрам, перебоях в энергоснабжении, в том числе приведших к поломкам электроприборов. Для того, чтобы зафиксировать нарушение и получить возмещение, следует направить письменное обращение к исполнителю, а также в органы местного самоуправления.

Обязанности потребителей

В перечень обязанностей потребителя электроэнергии входит:

  • пользование электроэнергией исключительно на основании официального двухстороннего договора с поставщиком;
  • своевременная оплата услуг;
  • электрическими установками и приборами, поддержания их в надлежащем техническом состоянии;
  • обеспечение беспрепятственного доступа контролеров и ремонтных служб;
  • своевременная сдача учётных приборов на поверку;
  • своевременное уведомление поставщика о проблемах с подачей электричества, поломках контрольно-измерительных приборов;
  • ограничение безучетного потребления электричества.

Ответственность за нарушение энергопотребления

Потребитель привлекается к ответственности в следующих случаях:

  • при просрочке платежей;
  • при самовольном подключении к электросети;
  • при нарушении ограничений на использование электричества.

За нарушение тех или иных правил энергопотребления для физических лиц и организаций налагается штраф, размеры которого определяются договором. При просрочке оплаты дополнительно насчитывается пеня. Также при отсутствии оплаты абоненты могут быть отключены от сети.

Рекомендации по защите прав потребителей электроэнергии

Проблем с компанией-поставщиком точно не возникнет, если вы внимательно прочтете договор перед подписанием и будете следовать всем его пунктам. Обязательно сохраняйте оригиналы и ксерокопии платежных квитанций, актов потребления неучтенной электроэнергии, другую документацию. Все ваши обращения в инстанции по вопросам, связанным с электроэнергией, должны быть зарегистрированы соответствующим образом. Что делать при неправильных начислениях за электроэнергию? Решить проблему можно даже не выходя из дома. Достаточно подать заявку на перерасчет на сайте поставщика. Если ошибка подтвердится, то вам вернут переплату.

Помните о правах потребителей при аварийных отключениях: в год общая продолжительность аварийных отключений не должна превышать 72 часов.

Обновлено: 27.05.2025

    Свяжитесь с нами

    И мы ответим на все интересующие вопросы

    Защита от спама reCAPTCHA от Google Конфиденциальность and Условия использования apply.