Замена счетчика электроэнергии

С 2022 года в России на законодательном уровне запущена установка «умных» счетчиков в многоквартирных домах. Это приборы, которые самостоятельно отправляют данные о расходе ресурсов компании-поставщику. Замена электросчетчика в обязательном порядке производится, когда прежнее устройство выходит из строя. Если срок поверки не истек, прибор исправно функционирует, устанавливать новый не требуется.

Когда нужно менять счетчик?

Замена электросчетчика в квартире

Компании, снабжающие электроэнергией, владеют всей информацией по счетчикам потребителей. Следят за годом поверки и сроком службы устройств:

  1. Уполномоченные сотрудники ресурсоснабжающих организаций самостоятельно отслеживают актуальность оборудования, оповещают пользователей о необходимости установки прибора учета. В требуемый по закону срок выполняется его проверка или замещение.
  2. Для удобства потребителей необходимая информация часто указывается на квитанции. Также сведения о дате монтажа или последней поверке можно найти на пломбе счетчика (указывается год и квартал).

На практике часто случается так, что сетевая компания не торопится менять устройство. Это связано с большой очередью заявок. Законом предусматривается 6-месячный срок, в течение которого должны быть произведены необходимые работы. Для ускорения процесса можно самостоятельно обратиться с заявлением о требуемой замене прибора учета, если закончился межповерочный интервал. Подать заявку необходимо при обнаружении неисправности, поломки устройства.

По закону можно менять правильно работающий электросчетчик, если потребитель хочет перейти с однотарифного учета на многотарифный. Выполнить такие работы могут только представители сетевой компании. Необходимо написать заявление в ответственную организацию. Например, сделать это можно при оплате квитанции в пункте приема платежей.

Ответственные за замену приборов учета электроэнергии

Ответственная компания производит замену приборов учета бесплатно. В зависимости от типа объекта контроль счетчиков берут на себя разные субъекты:

  1. Дома в частном секторе находятся под управлением сетевой организации.
  2. Многоквартирные здания контролируются гарантирующим поставщиком. В этой ситуации возможны два варианта – С ГП заключен договор напрямую или посредником является исполнитель коммунальных услуг. Такие сведения указаны в информационном поле на квитанциях. В зависимости от особенностей взаимодействия подавать заявку на замену электросчетчика необходимо либо гарантирующему поставщику, либо исполнителю.

Если в квитанции отсутствуют сведения о контактных данных сетевой, посреднической компании, можно зайти на сайт антимонопольной службы. На федеральном ресурсе представлен реестр ответственных за счетчики организаций.

Замена счетчика в квартире

Срок замены

Необходимость в замене электросчетчика возникает в трех случаях – неисправность устройства, завершение межповерочного интервала или срока службы, указанного в технической документации. С 2022 года требующие промежуточной проверки счетчики сразу заменяют «умными» устройствами. Представители сетевой компании, поставщика связываются с собственником для согласования даты выполнения работ. Срок замены можно узнать:

  • позвонив в справочную службу обслуживающей компании;
  • зайдя на сайт поставщика, где публикуются графики замены.

Точные сроки проверки рекомендуется уточнять в каждом регионе отдельно. Если речь идет о механическом дисковом устройстве, то достоверными считаются показания счетчика с давностью обслуживания не более 6-8 лет. Для электронных устройств установлен срок, составляющий 10-16 лет. Точный интервал зависит от модели прибора учета. Например, у одно- и трехфазных счетчиков срок варьируется от 4 до 16 лет.

Поменять вышедший из строя прибор учета

Замена счетчика

С момента поломки произвести замену прибора учета следует в течение полугода. Счетчик может стать неисправным после пожара, контакта с водой при протечке коммуникаций водоснабжения. Иногда устройство выходит из строя при перегрузках электросети. Также возможны следующие ситуации:

  • устройство работает, но не считывает показания;
  • обнаружены повреждения корпуса и других элементов;
  • счетчик сломался;
  • обнаружена кража прибора.

В этих случаях необходимо связаться с сетевой компанией или гарантирующим поставщиком. Во многих случаях предусматривается возможность обращения по телефону, электронной почте. Представитель организации согласует дату, в которую придут менять оборудование.

Стоимость замены

Все вопросы, связанные с заменой электросчетчика, решает ответственная компания. Плановый монтаж новых устройств выполняется бесплатно. В этом случае пользователь не должен оплачивать никаких расходов. Есть некоторые нюансы:

Счетчик вышел из строя, устарел из-за срока давности монтажа Бесплатно
Прибор поврежден по вине владельца или произошла распломбировка Монтаж счетчика выполняется бесплатно, но пользователь оплачивает штраф.
Замена исправного прибора на многотарифный по желанию Стоимость работ следует уточнять непосредственно в компании. Тарифы могут отличаться в зависимости от региона.

В каждом регионе устанавливается свой размер ставки для расчета суммы, необходимой для покрытия расходов компании на монтаж новых приборов. Для сравнения – в Москве замена счетчика может обойтись в 21000 руб., а в Смоленске – 13000 руб. Счет выставляется в течение 5 рабочих дней после обращения. Установка производится после оплаты не позднее 30 суток.

В период ожидания замены неисправного счетчика оплата электроэнергии осуществляется по среднемесячным показателям, которые подавались в сетевую компанию, поставщику услуг за последние полгода. Через три месяца учитывают нормативы, которые зависят от количества зарегистрированных жильцов, типа плиты, площади квартиры или дома. В разных случаях перевод на расчеты по среднемесячному потреблению производится с даты истекшей поверки счетчика, подачи заявления или признания неисправности прибора после фактического осмотра представителем компании.

Поменять электросчетчик

Какие устройства устанавливают взамен старых?

С 2022 г. поставщики энергоресурсов, сетевые организации производят замену счетчиков современными автоматизированными приборами. Устройства передают показания в ресурсоснабжающие организации. Счетчики подключаются к интеллектуальной системе, что позволяет потребителю иметь доступ к информации о качестве и количестве потребляемой энергии. Фиксируют:

  • коэффициент мощности;
  • уровень напряжения;
  • расход электроэнергии;
  • параметры качества ресурсов.

Современные счетчики не только обеспечивают дистанционную передачу данных. Устройства способны ограничивать энергоснабжение потребителям, попавшим в список должников.

Можно ли менять самостоятельно?

Менять приборы учета электроэнергии могут только уполномоченные представители компании-поставщика. Бывают исключения, когда организация выдает разрешение на монтаж счетчика своими силами при предъявлении квалификационного допуска нанятого электрика. При этом общие правила предусматривают недопустимость самостоятельной установки.

Законом запрещается менять оборудование учета через частные компании без получения разрешения от поставщика электроэнергии. Несанкционированное подключение к электросетям повлечет наложение штрафов, размер которых варьируется от 10 до 30 тыс. руб. Приборы, которые устанавливают самостоятельно, не допускаются к эксплуатации.

Как не нарваться на мошенников?

Недобросовестные компании и частники могут воспользоваться неосведомленностью владельцев квартир и домов, предложить платную замену счетчика. Мошенники часто звонят, вводя в заблуждение и предоставляя неверные данные. Нередко используют устаревшие номера сбытовых компаний. Аферисты убеждают собственников в их обязанности выполнить демонтаж устройства за свой счет из-за просроченной поверки или завершения срока службы счетчиков. Чтобы не стать жертвой мошенников, следует:

  1. Знать, что собственникам помещений необходимо дожидаться плановой замены приборов. Возможно, процесс получится немного ускорить, подав заявку по телефону или электронной почте. Никаких действий со стороны пользователя электрическими счетчиками не предусматривается.
  2. Позвонить по телефону, указанному на квитанции. После разговора с мошенниками следует уточнить, действительно ли просрочена проверка счетчика. Сотрудник компании-поставщика предоставит компетентную информацию.

При желании менять счетчик для перехода на многотарифный расчет следует обращаться на официальные ресурсы организаций. Нужно напрямую связываться с представителями компаний для получения подробных инструкций. Это позволит избежать взаимодействия с мошенниками.

 

Обновлено: 03.07.2024

    Свяжитесь с нами

    И мы ответим на все интересующие вопросы

    Защита от спама reCAPTCHA от Google Конфиденциальность and Условия использования apply.