В отличие от взносов по ипотеке или ежемесячной платы за съёмное жильё, коммунальные услуги можно оплачивать с небольшим опозданием. Электричество – не исключение. И многие этим пользуются по той или иной причине. Жильцы часто относятся к таким долгам несерьёзно, не думая, что им могут отключить свет. Так постепенно накапливается значительная сумма, которая в какой-то момент доходит до критической точки. Затем следует отключение подачи электроэнергии.
Бывает и так, что управляющая компания превышает полномочия. Тогда отключение электроэнергии происходит незаконно. Ещё один случай – когда неприятная ситуация произошла по ошибке. Если вы остались без подачи электричества, первым делом нужно разобраться, действительно ли есть серьёзная задолженность. И, если она имеется, внести нужную сумму и предпринять необходимые действия для включения.
В норме жильцы квартиры должны передавать показания и оплачивать электричество ежемесячно. В идеале – с небольшой переплатой: в таком случае нет никакого риска остаться с долгами.
В середине месяца приходят квитанции с указанной суммой. В течение пары недель нужно оплатить эти счета.
Если за прошедший месяц начисленную сумму не оплатили, начисляется пеня. Это небольшой штраф. Процент, как правило, незначительный; пока задолженность не достигнет критических значений, пеня в общей сумме почти незаметна.
Компания, предоставляющая услуги электроснабжения, имеет право отключить свет «в случае длительной задержки платежей». Это закреплено законодательно. В то же время сроки и размер задолженности прописаны нечётко. Для потребителя это означает, что прекратить подачу электроэнергии могут даже при довольно небольшой недоплате. Поэтому, если есть долги, но нет возможности погашать их своевременно, лучше вносить деньги хотя бы частично.
Важно понимать масштабы проблемы. Решение об отключении не принимается автоматически. Всё последовательно, и каждый шаг занимает время – это касается как отключения, так и обратного включения:
Так происходит, поскольку процесс требует составления и подписания документов внутри компании – точно так же, как и перед отключением. К тому же нужно время на выезд сотрудника.
Как было сказано выше, закон не определяет точные сроки неоплаты или точную сумму долга, после которой происходит отключение. В то же время есть такое понятие, как «неполная оплата». Действует оно в тех случаях, когда предусмотрена ежемесячная оплата услуг, но сумма долга уже равна среднему платежу за 2 месяца.
Следовательно, когда сумма задолженности в платёжках доходит до этой отметки, компания может отключить электроэнергию. Фактически организации, как правило, дают должникам больше времени. Но это всего лишь означает, что жильцам идут навстречу; законодательно после накопления 2-месячного долга могут отключить в любой момент.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Среднемесячный платёж высчитывается на основе оплат со всех квартир. Учитываются усреднённые показатели компании, а не конкретного потребителя. Поэтому, если вы тратите много электроэнергии, отключение может произойти даже через месяц неоплаты.
Чтобы отключить электроэнергию, сотруднику энергоснабжающей организации достаточно щитка, расположенного в подъезде. Он переводит рычаг в соответствующее положение и ставит пломбу. Если её сорвать, владелец квартиры попадает под административную ответственность.
ВАЖНО: Законодательством регламентировано правило, разрешающее отключить свет только после предупреждения и в присутствии жильцов.
Управляющая компания не может оставить квартиру без электричества просто так, внезапно. Полная процедура выглядит так:
В первую очередь нужно разобраться, насколько законными были действия. Несмотря на значительные суммы долгов многих квартир, законодательство выстроено так, что жильцы могут длительное время противиться отключению.
Для прекращения подачи электроэнергии должны быть соблюдены правила, описанные выше. Но для соблюдения закона важны и ещё некоторые нюансы:
Если хоть что-то не соблюдено, вопрос о том, законно отключили или нет, считается решённым. Можно обжаловать решение.
Также считается нарушением закона отключение в квартире, где проживают дети, беременные или люди со серьёзными проблемами здоровья. И, конечно, в тех случаях, когда всё произошло по ошибке и задолженности нет.
Варианты решения:
Третий вариант предпочтительнее, поскольку тогда вопрос решится более оперативно. Если обращаться в ТСЖ или пытаться решить проблему через УК, можно столкнуться с бюрократией: рассмотрение вопроса порой затягивается на целый месяц.
Если отключили законно, нужно оплатить долги. Сделать это лучше как можно быстрее, поскольку на возобновление подачи электроэнергии нужно время.
Иногда компания выдвигает требование об оплате в её офисе, а не через банк. Даже если такого требования не было, лучше сделать именно так. Тогда вероятность того, что платёж потеряется или будет идти слишком долго, сводится к нулю.
Посетить организацию нужно с паспортом, квитанциями и какими-либо документами на квартиру. Если есть документ об отключении, его тоже нужно взять с собой.
Здесь правило простое: избегать неоплаты. Достаточно просто вносить сумму вовремя. А если не получается, то погасить задолженность хотя бы частично.
Соблюдая эти простые правила, можно избежать внезапных и весьма неприятных проблем с отсутствием света.
Подписаться на новости
Защита от спама reCAPTCHA от Google Конфиденциальность and Условия использования apply.
Свяжитесь с нами
И мы ответим на все интересующие вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности